Сайт учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №116 «Родничок» города Чебоксары
Будущим первоклассникам и их родителям.Будущим первоклассникам и их родителям. Для успешного обучения в школе ребёнок,поступающий в первый класс, должен: - иметь достаточный словарный запас; - владеть навыками словообразования; - уметь правильно использовать предлоги; - уметь правильно согласовывать слова в предложении; -составлять предложения с заданным словом по картинке, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать деформированное предложение; -составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картинок, о событии из собственного опыта; - уметь пересказать сказку или рассказ; - иметь навыки ведения диалога. Эти навыки формируются не только в ходе специально организованных занятий, но и в результате повседневного общения со взрослыми, прослушанных и просмотренных передач, выбранных взрослым для чтения произведений. Еслиу ребёнка возникают трудности в рассказывании и пересказывании, он допускает ошибки в грамматическом оформлении фразы, согласовании слов, выборе предлога(возможен пропуск предлогов), то велика вероятность возникновения проблем в школьном обучении, ребёнок может допускать ошибки в письменных работах, устных заданиях. Предлагаем вашему вниманию некоторые обучающие игры и упражнения, с помощью которых вы можете лучше подготовить вашего ребёнка к успешному обучению в первом классе. Расширение словарного запаса: 1. Подбор глаголов и прилагательных к существительным: - Что делает кошка? Кошка бегает, прыгает, мяукает, ловит, ласкает и т.д. - Мяч какой? Резиновый, цветной, красивый,большой. 2. Подбор предмета к действию. - Кто умеет летать? Птицы,бабочки, мухи и т.д. 3.Обобщение: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные, птицы, транспорт, профессиии т.д.
4. Подбор антонимов (весёлый– грустный, узкий - широкий). 5.Формирование навыков родовой принадлежности: - О каких предметах можно сказать «мой»?(мяч, лист, кубик); «моя»? (кукла, машина, майка). - О каких предметах можно сказать «он»?(стол, шкаф); «она»? (лампа, книга); «оно»?(окно, ведро). 6.Согласование прилагательных с существительными: - О чём можно сказать «зелёный»? (пенал, ботинок); «зелёная»? (лента, тетрадь). 7.Образование формы родительного падежа: - Скажи чего нет? - Деревья – нет деревьев, окна – нет окон. 8.Согласование числительных с существительными: -Посчитайте мышек: одна мышка, две мышки, три мышки и т.д. Формирование навыков словообразования. 1. Образование названия детёнышей животных и птиц: - «Кто у кого?» козлёнок у козы, котёнок у кошки, воронёнок у вороны. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных: - «Назови ласково»:дом-домик, лист – листик, зелёный – зелёненький. 3. Образование качественных и относительных прилагательных от существительных: - дом из кирпича – кирпичный,лист берёзы – берёзовый, воротник из меха – меховой. 4.Образование притяжательных прилагательных: - хвост лисы (чей?) – лисий, берлога медведя (чья?) – медвежья, сумка мамы (чья?) – мамина. 5.Образование названия предметов, служащих для названия чего-либо: - игла – игольница, сахар –сахарница, конфеты – конфетница. 6.Образование названия профессий: - камень– каменщик, музыка - музыкант, писать – писатель. Развитие понимания пространственного значения предлогов. Поиграйте с ребёнком в такую игру. Возьмите любую игрушку, например обезьянку.Попросите рассказать, какая она? Обезьянка весёлая, озорная, ласковая,красивая, коричневая и т.д. (ребёнок тренируется в подборе прилагательных к существительным, согласуя их в роде). Что умеет делать обезьянка? Обезьянка бегает, прыгает, играет, ест, лазает и т.д. Составление предложений. Цель этих упражнений –научить ребёнка грамматически правильно формировать предложение. 1. Дайте ребёнку задание придумать предложение с каким либо словом. Например,«кошка». Если в предложении возникают ошибки, необходимо помочь ребёнку исправить их. 2. Рассмотрите вместе с ребёнком картинку. Составьте все возможные предложения. 3. Одно из самых сложных заданий – это восстановление деформированных фраз. Предложите ребёнку составить предложение из беспорядочно расставленных слов, употреблённых в начальнойформе. -«Слова рассыпались, сделай так, чтобы они подружились: заяц, под, жить, куст»(заяц живёт под кустом). Составление рассказа по картинке. Чтобы научить составлению рассказов по картинке, попросите ребёнка внимательно её рассмотреть, а затем ответить на вопросы, например, кто или что нарисовано, кто что делает,каков результат действий. Затем ребёнок должен самостоятельно составить небольшой рассказ. Предлагая ребёнку серию сюжетных картинок, обратите внимание на то, как он рассматривает их, на что обращает внимание. Следите за тем, допускает ли он ошибки при составлении рассказа, умеет ли увидеть их и исправить. Первоклассник должен уметь определять последовательность событий: начало, середина и конец, устанавливать причинно-следственную связь. Ещё раз рассмотрите каждую картинку и составьте рассказ. Обучение пересказу. Прочитав текст, задайте ребёнку вопросы по его содержанию. - Как называется сказка или рассказ? - Какие имена у главных героев? - Чем начинается произведение? - Чем оно заканчивается? ит.д. Прочитав ещё раз, попросите ребёнка рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание, на соблюдение логической последовательности. 18 февраля 2013 в 17:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.